Гнойный пульпит

В соответствии с общепринятой классификацией, гнойный пульпит — это разновидность острой формы заболевания, которое сопровождается воспалительными процессами с гнойным образованием внутри пульпы или на её поверхности.

Из-за того, что количество серозного вещества, которое выделяется в ткани зуба при воспалении, увеличивается, гнойный пульпит зуба характеризуется кислородным голоданием пульпы. Это негативно влияет на обменные процессы, которые происходят в её соединительных тканях и в итоге становится причиной ухудшения защитной реакции клеток. Именно так в поражённой области и возникает абсцесс, что и обусловило ещё одно название этого заболевания: «пульпарный абсцесс».

• Стоимость консультации стоматолога — 700
  • Стоимость консультации ортодонта — 2 000

Почему возникает гнойный пульпит?

Предшественником гнойного пульпита у детей и взрослых является острый пульпит. Образование гноя происходит из серозного экссудата, который присутствует в нерве. Из-за увеличения его объёма страдают обменные процессы, происходящие в нерве, что стимулирует скопление молочной кислоты и, как результат этого процесса, — снижение защитной функции клеток. Она сопровождается распадом тканей и абсцессом. Инфекция, провоцирующая развитие гнойного пульпита, проникает в пульпу разными путями:

• из кариозной полости при отсутствии лечения;
  • во время лечения пародонтита при рассечении десны;
  • через кровь и лимфу при инфекционных заболеваниях.

Формы гнойного пульпита

Острый гнойный пульпит бывает двух видов:

• Очаговый гнойно-серозный — характеризуется поражением части зубного нерва и выделением экссудата в виде прозрачной жидкости;
  • Диффузный — характеризуется поражением всей пульпы и её отмиранию. Экссудат, который при этом выделяется, имеет желтовато-зеленоватый оттенок и пахнет гнилью.

Стоит отметить, что при благоприятных условиях очаговый гнойный пульпит в течение 24-х часов может перейти в диффузный.

Симптомы гнойного пульпита

Одним из симптомов острого гнойного пульпита являются сильные боли. Они вызваны тем, что пульповые ткани закрыты от кариозной полости перегородкой, поэтому серозное вещество скапливается внутри зуба и в какой-то момент начинает давить на нерв. Больной постоянно испытывает сверлящую боль, которая усиливается ночью. Помимо этого, присутствует давление в зубе. Стоит отметить, что при запущенной форме, когда перегородка между пульпой и кариозной полостью прорвалась и серозная жидкость начала вытекать, характер болевых симптомов меняется. Они будут зависеть от воздействия внешних факторов. Приступы станут длительными, а «светлые» промежутки между ними — короткими.

Пульсирующие боли распространяются по ветвям троичного нерва, охватывая всю челюсть. Для того чтобы назначить лечение гнойного пульпита, важно правильно определить больной зуб, а это иногда бывает затруднительным именно по этой причине. Боли могут нарастать при воздействии горячих субстанций и на время затихать от холодных. Впрочем, при длительном воздействии холодных веществ всё же могут усилиться.

Во время проведения стоматологического осмотра врач отмечает отёчность слизистой ротовой полости вокруг поражённого зуба. Иногда может наблюдаться потемнение зубной эмали и кровоточивость десны. Болевая симптоматика нередко распространяется на всю ротовую полость, уши и даже голову и сопровождается ощущением слабости и недомогания, несущественным повышением температуры тела.

Гнойный пульпит

Взглянув на фото гнойного пульпита, можно увидеть наличие глубокой кариозной полости с размягчённым дентином, источающим гнилостный запах. Цвет дентина может быть светлым при острой форме заболевания, и тёмным — при хронической. На слизистой вокруг больного зуба можно увидеть белёсый налёт и (иногда) отёчность переходной складки.

При проведении зондирования и перкуссии наблюдается ярко выраженная болевая реакция. При нажатии на слой, который отделяет полость зуба, выделяется гной и появляется пульсирующая боль, которая стихает по мере оттока гноя. Все эти признаки выявляет врач-стоматолог при проведении визуального осмотра. Помимо этого для диагностики заболевания назначаются рентгенография и электроодонтодиагностика.

Дифференциальная диагностика острого гнойного пульпита требует, чтобы это заболевание было отличено от:

• диффузного пульпита в острой фазе — при нём отсутствует гной и болевая симптоматика проявлена на так интенсивно;
  • очагового пульпита — характеризуется отсутствием гнойных выделений и более слабыми болевыми ощущениями;
  • гнойного периодонтита — отличается резкой «стреляющей» болью в поражённом зубе при малейшем давлении на него;
  • невралгии тройничного нерва — отсутствует ощущение дискомфорта при термическом воздействии, однако болевые ощущения возникают при касании определённых точек на лице.