Головные боли у ребенка при ЛОР заболеваниях

Многие родители, наверное, не раз сталкивались с жалобами ребенка на головную боль и давали малышу обезболивающее лекарство, не задумываясь о причинах возникновения боли.

Головная боль – это рефлекторный механизм, выполняющий защитную функцию и возникающий в результате раздражения болевых рецепторов сосудов мозга, слизистых оболочек, мышц, нервов шеи и лица, и анализирующий эти раздражения в зависимости от расположения их источника. Головная боль сама по себе — это симптом, указывающий на неполадки в организме ребенка и часто сопровождающий различные заболевания. Поэтому прежде чем давать ребенку обезболивающее средство, лучше сначала разобраться в причинах, вызвавших головную боль, ведь это могут быть как простая мигрень, так и тяжелые заболевания головного мозга.

Если Ваш ребенок страдает частыми головными болями, а причину их возникновения Вы не можете определить, лучше записаться на прием к детскому специалисту (педиатру или неврологу), который осмотрит маленького пациента, внимательно выслушает жалобы, назначит лабораторные анализы и в случае необходимости дополнительные обследования, а также после выявления причин боли направит к узкопрофильному врачу.

Часто малыш начинает жаловаться на боль в голове, которая свидетельствует о наличии инфекционных и воспалительных процессов со стороны ЛОР — органов. В результате попадания вирусов и микробов в организм ребенка может развиваться интоксикация, вызывающая головную боль. Вместе с головной болью поднимается температура, появляется сонливость, пропадает аппетит, ухудшается общее состояние. Как только острый период болезни проходит, головная боль также исчезает.

Часто головная боль возникает при гайморите, фронтите и других видах синуситов, при тонзиллитах и аденоидных разрастаниях. Лечение непосредственно лор-заболевания избавит ребенка и от головной боли.

По степени интенсивности, локализации и причины появления головная боль у детей может быть:

• ноющей;
  • сжимающей;
  • распирающей;
  • давящей;
  • односторонней;
  • появляющейся сразу в нескольких зонах головы;
  • ночной;
  • дневной;
  • утренней.

Но какой бы ни была головная боль у ребенка, терпеть ее нельзя, и после выяснения причины, вызвавшей боль, нужно ее устранить с помощью противовоспалительных, жаропонижающих и болеутоляющих средств.

Диагностировать и выявить причину головной боли, вызванную предположительно заболеваниями ЛОР — органов у ребенка, помогают клинические анализы мочи, крови, ЭКГ, рентген (в случае синуситов, гайморита), осмотр ЛОР — врача.

Медицинский центр «Медицентр» в Петербурге работает в различных направлениях в области педиатрии. В сети клиник «Медицентр» ведут прием опытные детские отоларингологи, принимающие детей всех возрастов и оказывающие помощь юным пациентом с различными ЛОР — заболеваниями, так как они являются одной из самых распространенных причин возникновения головной боли у детей.

Самая распространенная жалоба в кабинете детского невролога – это головные боли

Нужно понимать, что головная боль — это не самостоятельное заболевание, а симптом какой-либо патологии или болезни.

Давайте разберемся в причинах таких болей.

Существует 6 типов головных болей:

1. Мышечного напряжения
  2. Сосудистая
  3. Невралгическая
  4. Ликвородинамическая
  5. Функциональная или психалгия
  6. Смешанная

Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.

Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.

Головные боли неуточненные

Головные боли напряженного типа

Сосудистая головная боль

Функциональная, в том числе

на фоне церебрастении

1. Головные боли напряженного типа

2. Сосудистая головная боль

это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.

3. Невралгическая головная боль

возникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.

4. В возникновении ликвородинамической головной боли

основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.

5. Функциональная головная боль

чаще всего имеет психогенный механизм.

6. Смешанная форма, имеет смешанное происхождение.

Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.

Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.

В детском корпусе клиники вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.

Информацию для Вас подготовила:

Головные боли у ребенка при ЛОР заболеваниях

Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.

Стоимость по
прейскуранту,
руб.
Стоимость по
программе
«Близкий круг»,
руб.
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-невролога, первичный (дети) 2240 от 1680 >>
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-невролога-эпилептолога, первичный (дети) 3650 от 2738 >>
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) ведущего врача-невролога (дети) первичный 3410 от 2558 >>

Головные боли у ребенка при ЛОР заболеванияхО враче Запись

Что делать, если ночью у ребенка разболелся зуб

Лучшее средство от зубной боли, что для детей, что для взрослых – посещение стоматолога. Но, к сожалению, дискомфортные ощущения не возникают как по команде в кабинете врача. Зуб может разболеться где и когда угодно. Особенно неприятно, если боль накрывает ночью. Взрослым, исключая женщин в ожидании малыша, в таких случаях проще – сгодится любое обезболивающее, которое есть под рукой: анальгетик либо нестероидный противовоспалительный препарат.

В случае с ребенком, главное – не навредить. Но и требовать терпеть боль нельзя. Облегчить состояние малыша можно несколькими способами.

Головные боли у ребенка при ЛОР заболеваниях

Позволять малышу терпеть боль нельзя

Медицинские препараты

Детям рекомендовано два обезболивающих средства:

• парацетамол,
  • ибупрофен

В аптеках продаются разные формы этих препаратов, но лучше отдавать предпочтение проверенным производителям.

Дозировка рассчитывается с учетом веса, возраста ребенка и обычно указывается в инструкции к лекарству.

Запишитесь на БЕСПЛАТНУЮ консультацию к стоматологу

*Отправляя заявку, вы соглашаетесь с использованием персональных данных для обработки обращения

Травяные препараты

В качестве средства от зубной боли хорошо проявили себя отвары из цветов ромашки, календулы, шалфея.

При гингивите и кровоточивости десен помогает заваренная дубовая кора. Она содержит танины – вещества, препятствующие развитию воспалительного процесса.

Как экспресс-средство от острой боли подойдет лист валерианы, щавеля конского или кусочек сырой свеклы. Их нужно приложить к зубу со стороны щеки или немного пожевать.

Также снять боль помогает корень аира или дудника обыкновенного. В течении нескольких минут их нужно пожевать на стороне больного зуба.

Полоскания

При воспалениях в полости рта такие процедуры уменьшают отек и частично убирают гной. Хорошо зарекомендовали себя содовый, солевой, а также комбинированный (соль+сода) растворы. Состав должен быть теплым или комнатной температуры. Полоскать нужно каждые пару часов на протяжении 2-3 минут.

Теплый отвар шалфея (20 г травы на 200 мл воды) снимает раздражение и притупляет боль. Им полощут ротовую полость, делая акцент на больном зубе. Чтобы отвар подействовал, в течение дня нужно полоскать рот 4 раза по 30 минут.

Головные боли у ребенка при ЛОР заболеваниях

Подбирая ребенку дозировку обезболивающих препаратов, важно учитывать возраст и вес

Точечный массаж

Специалисты по традиционной китайской медицине считают, что воздействуя на активные точки организма, можно управлять самочувствием. Для снятия зубной боли они предлагают в течение 2-3 минут массировать такие части тела:

1. Углубление между большим и указательным пальцами.
  2. Основание мочки уха со стороны, противоположной ноющему зубу. Ее зажимают большим и указательным пальцами и массируют с двух сторон.
  3. Углубление в месте соединения нижней челюсти и скуловой кости. Если надавить и массировать его большим пальцем, должна уйти боль из верхних зубов.

Все перечисленные методы (или их комбинации) работают, но не заменяют полноценное лечение. Выявить и устранить причину боли может только стоматолог после тщательного осмотра.

Цены на детскую стоматологию

Наименование услуги Стоимость, руб.
Процедура
Прием (осмотр, консультация) врача стоматолога бесплатно*
Урок гигиены для детей бесплатно*
Рентгеновизиография 350
Герметизация фиссур от 1500
Лечение кариеса молочных зубов от 2900
Лечение пульпита молочных зубов от 8000
Удаление молочного зуба от 900

* — для пациентов клиники или лечении после осмотра

Как добраться

Стоматология в Невском районе: ул. Народная д. 68/1, метро Ломоносовская, Улица Дыбенко
Телефоны: (812) 70-800-16, +7 (921) 40-800-16
Мы работаем ежедневно с 9:00 до 21:00 часа, без перерыва.

Стоматология метро Улица Дыбенко:
троллейбусы: 14,27,28 до остановки «Правобережные Бани»
автобус: 140 до остановки «Народная ул, 70»,
маршрутки: 388,401,140,239, 339, 56 до остановки «Народная ул, 70», от остановки до стоматологии 2 минуты пешком.

Стоматология метро Ломоносовская:
троллейбусы: 14, 27, 28,
автобус: 140,
маршрутки: 388, 401, 140, 239, 339, 56, 49,
ехать до остановки «Школа», от остановки 2 минуты пешком до стоматологии.